История манкалы

Манкала — это популярные в Азии и Африке настольные игры, которые часто называют «игрой в зерна». Представляют из себя доску с лунками (их называют колодцами), которые расположены в несколько одинаковых рядов. Вариаций манкалы множество, поэтому для каждой игры свое количество лунок, в некоторых играх есть даже специальные лунки для накопления захваченных зерен (их называют амбарами). В колодцах размещаются камни, способы их размещения в каждой игре могут значительно отличаться. Камнями являются любые мелкие предметы (например, ракушки, зерна, горох и так далее) они имеют одинаковую ценность. Каждый игрок владеет ближайшим к нему рядом (одним или двумя, это зависит от типа игры).

История манкалы

История манкалы

Точный возраст манкалы до сих пор не определен, но несколько фактов намекают на достаточно древнее возникновение игры. Например, манкала напоминает некоторые земледельческие процессы, она очень распространена по миру, но при этом доска и зерна предельно просты. Вероятнее всего, игра возникла в Африке около 3000 лет назад. Это подтверждается обнаруженной в пирамиде Хеопса доске для манкалы и тем фактом, что буквально каждый народ в африканских странах играл в разные разновидности этой игры. Первое письменное упоминание присутствует в одном из арабских текстов Средних веков. И только позже, игра появилась в Центральной Америке и на Карибах. А вот в Европе манкала не смогла прижиться, хоть в нее и любили играть жители Прибалтики.

Пасьянсы

Существуют распространенные в разных странах пасьянсы, основанные на манкале. Один из наиболее популярных — Чука Рума, манкала, рассчитанная на одного человека. В этом пасьянсе используется доска с несколькими колодцами и одним амбаром. Во все лунки кладется нужное число камней (два, четыре или шесть), амбар остается пустым. Во время первого посева, зерна из какой-нибудь лунки раскладываются по одному в следующие (ходы делаются в сторону амбара). Как только камень перемещается в амбар, расклад продолжается по кругу. Если во время хода завершающее зерно попало в амбар, то снова выбирается какая-нибудь лунка, с которой начинается следующий посев. Если завершающий камень попал в лунку с другими камнями, то ход продолжается из этого колодца. Пасьянс считается не сошедшимся, если последнее зерно попало в пустующую лунку, в таком случае расклад начинается с самого начала. Цель пасьянса Чука Рума — переместить все камни в амбар.

Правила манкалы

Посев. Посев — это ход игрока, заключающийся в заборе всех зерен из какого-нибудь колодца и раскладывании их по очереди в каждую последующую лунку. Если же ход не закончился в том же ряду, где начался, тогда посев продолжается в следующем ряду. Стоит отметить, что посев выполняется против часовой стрелки из принадлежащего игроку ряда.

Захват. Как правило, цель любого хода — необходимость захватить зерна своего соперника. Правила захвата в каждой игре разные. К примеру, в одной игре захват происходит в том случае, если посев завершился в колодце соперника (тогда захватываются все зерна, лежащие в лунке). Тогда как в другом виде игры камни забираются только если в колодце их собралось определенное количество. Забранные зерна либо удаляются из игры (складываются в амбарах), либо перемещаются в лунки захватившего их игрока.

Цель игры

Цель состоит в захвате большего числа камней, чем у противника. Также можно привести соперника к так называемому голоду — состоянию, когда у него пустуют все лунки, либо в них нет необходимого для посева количества зерен. Существует даже патовая ситуация, но ее очень сложно четко проследить, поэтому она, как правило, устанавливается с согласия обоих игроков.