Ещё за три века до того, как в Индии появилась первая игра-прародительница шахмат под названием чатуранга, в Скандинавии викинги уже в III веке н. э. играли в хнефатафл — занимательную настольную игру, главная цель которой помочь сбежать белому королю. На деревянной доске перед викингами разворачивалось настоящее сражение. В утомительных морских походах она становилась для них отличным способом провести время и развлечься.
История игры
В хнефатафл, также называемый тафлом, играли на доске, размеченной нечетным числом клеток. Их количество могло быть разным: от 7×7 до 19××19 клеток, но самыми распространенными вариантами были 9×9 и 11×11. Сами доски обычно делались из дерева, материал фигурок варьировался от стекла и янтаря до рога и кости, что позволило многим из них сохраниться до наших времен. В отличие от шахматных они зачастую имели небольшие штырьки, которые крепились к углублениям в доске. Это значительно облегчало и хранение, и перевозку настольной игры.
Хнефатафл часто упоминался в легендах и сказаниях народов, населявших Скандинавию. Отсюда следует вывод: игра считалась чем-то бытовым наряду с умением обращаться с оружием, читать или писать. В раскопках было найдено много наборов для игры, чего нельзя сказать о правилах. Судить о них можно лишь по воссозданным данным и догадкам историков и лингвистов, которые неоднократно пытались воспроизвести их с помощью доступных литературных источников.
Правила игры
24 черные фигурки располагались по краям доски, 12 белых тесно окружали короля (по-скандинавски он звался Hnefi), стоящего в центре на троне, проходить через который может только он. Целью одного игрока было провести короля в окружении его свиты на одну из угловых клеток, другого — не дать ему это делать. Ходили фишки в любом направлении, расстояние выбирал сам игрок, иногда для этого использовался кубик, показывавший количество клеток либо то, будет ли игрок перемещать фигурку вообще (чёт — двигает, нечет — не двигает). Подобно шахматам была возможность поставить шах — в случае, если белым удалось поставить своего короля на открытую прямую по направлению к одной из угловых клеток, и мат — если проход открывался сразу двумя прямыми. Если после следующего хода король оказывался у цели, белые выигрывали.
Каким же образом черные могли захватить королевскую фишку? Для этого им нужно было окружить её с четырех сторон. Впрочем, в этом была небольшая хитрость: король считался поверженным даже будучи окруженным с трех сторон, если с четвертой была сторона доски, угловая клетка или же трон. Для простых белых и черных фишек правила захвата были проще: нужно было зажать фигурку двумя своими или одной своей и угловой клеткой.
Распространение игры
Эта увлекательная настольная игра была завезена скандинавскими мореходами в Британию, Гренландию и Исландию. Упоминали её в своих рукописях и древние саксы. Некоторые исследователи считают, что она была известна даже в Киевской Руси как тавлеи — русский вариант игры, который упоминался в былинах, а фигурки были найдены на всей протяженности пути «из варяг в греки».
В связи с распространением в Скандинавии шахмат в X-XI веках, хнефатафл стал забываться, в настоящее время в него играют лишь редкие поклонники скандинавской культуры. Они дорабатывают правила, дополняют их своими вариациями и мастерят наборы для игры сами. Также есть онлайн-версии и приложения, позволяющие окунуться в эпоху викингов и насладиться их любимой игрой.