Сегодня на телевидении появляется огромное количество проектов. Одни из них весьма зрелищные и успешны, другие тихо и неприметно канут в небытие. Но только немногим из них удается завоевать любовь и популярность на долгие годы. Именно такой является телеигра «Что? Где? Когда?», ставшая по-настоящему народной, завоевавшая поклонников по всему миру, приносящая всем радость и хорошее настроение вот уже более четырех десятков лет.
История появления игры
Основателем интеллектуальной игры был телеведущий Владимир Ворошилов. Первый выпуск игры, в котором участвовали две семейных команды, состоялся 4.09.1975 года. Игра проходила в 2 раунда. Первый раунд снимался дома в семье Ивановых, второй — в семье Кузнецовых. Каждая команда должна была дать ответы на 11 вопросов, при этом им можно было искать подсказки в домашней библиотеке, звонить друзьям, соседям. Командам выделяли время для ответов на все вопросы сразу. В поисках ответов участники выбегали из квартиры, обзванивали знакомых, сильно суетились. Семейная викторина под названием «Что? Где? Когда?» Ворошилову не понравилась. В таком формате программа вышла только один раз. В 1976 г. семейную викторину заменил телевизионный молодежный клуб с прежним названием «Что? Где? Когда?».
Новый формат игры
В игре участвуют шесть игроков, которых чуть позже назовут «знатоками». Задача игроков — в течение минуты обсудить и предоставить правильный ответ на вопросы телезрителей. Игра ведется до тех пор, пока команда «знатоков» или телезрителей не наберет шесть очков. Первыми участниками были студенты МГУ. Тогда же в передаче появился и волчок — один из ее будущих символов. Вначале он указывал не на вопрос, а на игрока, обязанного ответить на вопрос, которые вначале придумывал сам Ворошилов. Когда игра приобрела популярность, вопросы начали задавать телезрители. Первые участники играли каждый сам за себя, минут на обсуждение не давалось, ответ следовал сразу же за вопросом. Игроку, правильно ответившему на вопрос, в качестве приза вручалась книга. Счастливчику, ответившему на 7 вопросов, вручали комплект книг. Первым ведущим игры, состоявшейся в апреле 1976 г., был Александр Масляков. Правда, ему довелось провести лишь одну игру, в 1977 году его сменили голоса за кадром. Основным ведущим являлся Ворошилов, находившийся за кадром. В этом же году волчок изменил направление, теперь он показывал на вопрос телезрителя. В первой передаче волчок крутил Александр Масляков, затем к волчку допустили знатоков, позже эта обязанность перешла к распорядителю зала.
Новые правила игры
Теперь каждый вопрос обсуждался командой, состоявшей из 6 игроков. Игроки получали минуту на обсуждение. В случае неверного ответа команда покидала игровое поле. Телезритель, задавший лучший вопрос, получал приз. Призы-книги игроков теперь поступали в их общий фонд. Подарки в виде книг дарили знатокам до 1991 года, затем в качестве приза игроки стали получать деньги. Интеллектуальный клуб превратился в «интеллектуальное казино», его ведущий — в крупье. После 2001 г. знатоки не играют на деньги, зарабатывать разрешается лишь телезрителям.
Главные призы и символы игры
В 1977 г. в зале появился живой филин Фомка — символ передачи. Приз — «Знак совы» в виде подвески начали вручать лучшим игрокам с 1980 года. Ее первый счастливый обладатель — А.Бялко. Приз «Хрустальная сова» был учрежден в 1984 г. Обладателем первой «Хрустальной совы» стал Н.Латыпов. Новый приз в виде «Бриллиантовой совы» появился в 2002 году. Вес приза из серебра и хрусталя 8 кг, его украшают семь десятков рубинов. Приз получал лучший игрок команды-победительницы. В 1979 г. с легкой руки знаменитого телеведущего игроков стали называть знатоками. И хотя позже Вл.Ворошилов говорил, что название не совсем точно, ведь наравне со знаниями важны и логика, интуиция, данный термин и сегодня относится к участникам игры. В январе этого же года прозвучала первая музыкальная пауза. Легендарный «черный ящик» появился впервые в декабре 1983 года.Много событий связаны с этой игрой. 24.10.1986 года игру впервые показали в прямом эфире. В 1987 и 1988 годах впервые состоялись международные игры с участием игроков из Советского Союза, Польши, Франции, Болгарии, США. В разных странах вышли телевизионные версии. Родилось множество подобных игр, где в непринужденной обстановке игроки блещут своим умом, интуицией, эрудицией и начитанностью. Такие игры, как «Брэйн ринг», стали со временем весьма популярными. Несмотря на «возраст» «Что? Где? Когда?» по-прежнему интригует, притягивает и волнует умы «знатоков» из разных городов и стран мира.