С начала мироздания человечество стремились познать природу явлений окружающего мира и самих себя. Создавая религиозные и философские учения они делали свои выводы по поводу происходящего в мире, пребывая в блаженном неведении или интригующей осведомленности. Благодаря этому было создано множество произведений искусства, литературных произведений и даже игр. Одной из таких является Лила — игра самопознания, созданная в глубокой древности, чья история уходит корнями к древней Индии, где она была создана неизвестными и забытыми святыми прошлого, на основе текстов Вед, Пуран и Смрити. Исследуя лабиринты человеческого сознания, ими было установлено существование множества форм бытия, соответствующих клеткам игральной доски Лилы, взявшей на себя роль периодической системы элементов сознания.
Лила, также известна как «Джняна-чаупада», что переводится как «игра знания», с момента появления была задумана как настольная игра способствующая личностному развитию, главной целью которой было освобождение человека от всего материального. Погрузившись в нее каждый игрок проходил свой жизненный путь, иллюстрированный добродетелями и пороками, стрелами и змеями, подъемами и падениями. Познавая своё внутреннее состояние и очищаясь от рабства страстей, игроки переходили от нижних уровней сознания к более высоким, дабы достигнуть освобождения души в слиянии с Высшим Разумом. В далекие времена, самыми распространенными ее вариациями были игровые доски на 64, 100 или 144 квадрата. Расположение змей и лестниц также варьировалось и зависело от размеров доски. Игроки всегда обозначались на игровом поле определенным символом или предметом им принадлежащим, которые они передвигали по полю, используя значения выпавшие на шестигранной кости. Но как бы не отличались вариации Лилы друг от друга, каждый из игроков стремился получить ответ на ранее заготовленный вопрос путем наблюдения за закономерностями, происходящими в жизни случайно. Находясь на одной из клеток, игрок сопоставлял ее значение со своими житейскими заботами и начинал осознавать потаенный смысл данного поля.
Слово «Лила», само по себе является важным философским понятием в индуизме и санскритским термином, который в буквальном переводе означает «игра», «времяпрепровождение» и применяется как в монистической, так и в дуалистической философиях индуизма. Лила играет наибольшую роль в традициях поклонения Кришне и Шиве, подразумевая под собой духовное блаженство от восприятия реальности, как результата творческой игры Верховного Абсолюта.
В наше время было зафиксировано множество вариаций данной игры. По мировым музеям рассеянны не менее пятидесяти вариантов досок, большинство из которых были найдены в различных регионах Индии, Непала и Тибета. Описание клеток состояний, какими они были в древности, к несчастью, не сохранились. Лила также представлена во многих религиозных традициях и философских школах. Также есть свидетельства о существовании буддийских версий игры во время периода правления индуистской династии Сены, правившей Бенгалией в XI—XII веках.
Современная версия настольной игры «Лила», была описана в 1980 году, в книге Хариша Джохари (Harish Johari) — популяризатора идеи объединения эзотерических учений индуизма с научными достижениями так называемого западного мира, в одну целостную философско-прикладную систему. В его книге подробно описывается нумерологическая философия Лилы, не менее глубокая и сложная, чем философия И-Цзина, Таро, рун и других знаменитых медитативных и прорицательных систем. Несмотря на огромное множество ранее существующих вариантов игрового поля в наши дни стандартной считается доска на 72 квадрата, а сама игра достаточно увлекательна и интересна, чтобы люди продолжали играть в нее и по сей день.