Сянци — китайская самобытная настольная игра шахматного типа. Ее так и называют — китайские шахматы. Несмотря на самобытность, развлечение пользуется большой популярностью среди геймеров всего мира. Кроме того, Сянци включены во всемирные интеллектуальные игры 2008 и 2012 годов.
Версии возникновения
Есть две версии возникновения Сянци: китайская и европейская. По мнению первых, игра появилась на территории Древнего Китая приблизительно 2 тысячи лет назад в эпоху правления императора Хань У-ди. Правда изначально она называлась ЛюБо. В нее играли фишками, которые передвигали по доске, определяя шаги при помощи игральной кости.
У западных исследователей другое мнение, они считают, что прародительницей стала индийская Чатуранга, которая появилась в 5-6 веках. С ростом торговли и связей между государствами игра попала на территорию Древнего Китая в 8 веке. Именно там она и стала называться Сянци, вскоре став одной из самых популярных игр на Востоке.
Эволюция настольной игры
Игра рассчитана на двух игроков. Набор фигур такой же, как и у Чатуранги, правда не используются игральные кости. Все фигуры символизировали армию тех времен. То есть в обязательном порядке должны быть король (генерал), конь, слон, колесница и солдаты (пешки). Ходы фигур похожи на игру в шахматы. Единственное различие: элементы ставятся не на поля, а на пересечения линий.
Европейцев с игрой сянци впервые познакомила гравюра 18 века «Игра в китайские шахматы» британца Джона Инграма, созданная по рисунку французского художника Франсуа Буше.
Сильнейшим игроком в сянци в XX веке был Ху Жунхуа. Он 14 раз становился чемпионом Китая. Один из сильнейших игроков нашего времени — 5-кратный чемпион Китая Люй Цинь.
Немного о правилах
Правила похожи на классические шахматы. Игроки расставляют фигуры на прямоугольной доске, расчерченной линиями (размер 9 на 10). В отличии от шахмат фигуры ставятся на пересечении линий. Квадраты 3 на 3 отмеченные двумя центральными диагональными линиями называют дворцами. Их не могут покидать генералы и советники.
Фигуры-фишки:
- Генерал. Аналогичен шахматному королю.
- Советник. Ходит по диагонали в пределах дворца.
- Слон. Аналогичен такой же шахматной фигуре. Разница: ходит по диагонали на 2 точки. Перепрыгивать фигуры не может, как и пересекать главные диагонали доски.
- Пушка. Аналогична ладье. Может захватить фигуру соперника, если между ней есть ровно одна фигура.
- Ладья. Ходит, как шахматная ладья.
- Конь. Не перепрыгивает фигуры, а движется в пределах плоскости доски сначала по горизонтали (вертикали), а затем — по диагонали. Правда ход может блокироваться, если на пути стоит фигура соперника.
- Пешка. Аналогична шахматной. Дополнение: на территории соперника может делать ход вбок на 1 точку.
В отличие от шахмат есть 3 варианта завершения партии: мат королю, пат (оппонент не может сделать ходы, не противоречащие правилам игры) и 1 или 2 игрока нарушили правила (даже если это была какая-то мелочь).