Гекс – логическая игра, придуманная сразу двумя авторами, в разный промежуток времени и независимо друг от друга. Ими были: датский ученый Пит Хейн, которого идея посетила в 1942, и американский математик Джон Нэш в 1948 году.
Датские истоки настольной игры
Для Пита Хейна источником вдохновения послужила, так называемая проблема четырёх красок. Ее суть заключается в том, что любую географическую карту, расположенную на сферической поверхности, можно раскрасить не более чем в четыре разных цвета так, чтобы любые два участка с общим границами были раскрашены в разные цвета. Эта научная теорема натолкнула Хейна на идею создать игру, в которой два игрока, играя фишками разного цвета, должны выстроить непрерывный путь от одного края поля к другому. Хейн впервые рассказал о ней участникам своих лекций, затем заметив неподдельный интерес, опубликовал ее правила на страницах газеты «Политикен».
Первоначально в Дании игру называли «Многоугольники» и играли в нее не на досках как принято сейчас, а на бумаге. Выпускались даже специальные блокноты с заранее напечатанными изображениями досок и полей. Разновидность новой интеллектуальной игры не обошла вниманием и датскую прессу. Газеты массово стали размещать различные задачи, посвящённые игре. «Политикен», поддержавшая игру с самого начала, не только публиковала задачи, но и присуждала премии лучшим игрокам.
Джон Нэш автор «Гекса»
Другим изобретателем «Гекса» стал американский математик Джон Нэш, внесший значительный вклад в «теорию игр», за что и получил Нобелевскую премию. О жизни этого человека, которого при жизни считали гением, снят автобиографический фильм «Игры разума». Нэш придерживался убеждения, что в «Гекс» лучше играть на досках, которые стали неотъемлемой частью игры. Несмотря на то, что Нэш считал наилучшим вариантом поле размером 14 на 14, традиционной стала доска размером 11 на 11 полей.
В 50-х годах прошлого века к игре проявил интерес крупный производитель настольных игр «Паркер Бразерс», тогда игра и получила свое нынешнее название «Гекс».
Разновидности игры
Существует ряд вариантов популярной игры. В «Игре Y» доска имеет три угла, а не шесть. «Пекс» — это почти тот же «Гекс», однако вместо шестиугольников используется поле, разделенное на пятиугольники неправильной формы. Сделано это для использования уникальных стратегий поведения в игре: так как у половины клеток семь соседей, а у другой – только пять. Модификация игры под названием «Атолл» отличается от «Гекса» возможностью построить выигрышную цепь из камней одного цвета из нескольких частей. В этой версии существует большее число «островов» одного цвета, чем в оригинальном «Гексе», поэтому можно использовать «промежуточные». «Некс» построен на несколько другом принципе, чем упоминавшиеся до этого модификации. В нем кроме камней игроков, есть камни нейтрального цвета, которые можно менять местами со своими. В «Гаванне» применяется шестиугольная доска и большее число выигрышных комбинаций: вилка, соединяющая три стороны доски, кольцо – замкнутый круг камней одного цвета или мост, соединяющий угловые клетки доски.